13 апреля Преосвященейший епископ Рубцовский и Алейский Роман посетил с. Усть-Чарышская Пристань, где возглавил Всенощное бдение в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского.
После торжественного богослужения владыка Роман нашел время ответить на вопросы нашего корреспондента — Натальи Смирновой.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, какова цель Ваших поездок по приходам Рубцовской епархии?
— В первую очередь, это обязанность Правящего архиерея — совершать посещения приходов и соблюдать надзор за правильным каноническим исполнением богослужений. Наблюдение за церковной жизнью, исправление недостатков или же поощрение тех, кто усердно трудится и участвует в каких-либо проектах, связанных с церковно-общественной жизнью. Безусловно, каждая служба, не только архиерейская, — это встреча верующих людей, поддержка и всеобщая радость. Поездки по приходам особенно важны во время Великого поста, так как это время аскетических подвигов: воздержания, молитвы. Также, это время благочестивых собраний. За пост правящее духовенство должно посетить все благочиния в Рубцовской епархии.
— А что представляют из себя благочиния?
— В Рубцовской епархии четыре благочиннических округа: Рубцовский, Поспелихинский, Змеиногорский и Алейский, который мы как раз и посетили на пятой седмице Великого Поста. Благочиннический округ — это объединение нескольких районов, соединённых общей дорогой и близким расположением друг с другом. Во главе каждого округа стоит благочинный — настоятель одного из крупных храмов, который является самым ответственным, то есть руководит другими священнослужителями в своём округе и отвечает за многие организационные и духовные вопросы. В Великий Пост в каждом таком благочинии проводится собрание под председательством Правящего архиерея. Перед службой мы все вместе исповедуемся, совершаем соборное богослужение. Потом, обсуждаем различные вопросы, касающиеся приходской жизни, пастырской практики, предстоящего празднования Пасхи. Настоятели прихода отчитываются об участии в каких-либо проектах, делах и обозначают планы на будущее.
— Как представитель молодого поколения россиян, хочу задать Вам вот такой вопрос: сейчас большинство молодых людей идут в оппозицию с верой, даже не понимая её сути. Почему?
— Так уж устроен молодой человек — он легко попадает под различные влияния, а зло очень хитрое и, к сожалению, внешне привлекательно. Но если бы нам были доступны достоверные статистические данные, то мы увидели бы совсем другую картину. С помощью манипуляций в интернете, доходящих до нас, создаётся впечатление, что вся молодежь против всего: веры и власти – «Революция! Даёшь изменение всех сфер жизни!». Но это далеко не так. Это только лишь небольшая часть «революционеров», которая прорвалась на некую площадку, чтобы кричать о вреде веры. Я лично знаю большое количество молодых людей, которые знают свою веру, гордятся тем, что они русские православные люди. Пусть они не воцерковленные, не каждое воскресенье ходят на службу, но позиционировать себя рядом с Богом на первых порах уже очень важно. К тому же молодость — это ведь не навсегда. Когда-нибудь все взрослеют и чувствуют большое количество ответственности, особенно за свое будущее, которая ложится на плечи всех, даже бывших «реформаторов всего мира». Все это приземляет человека и делает его взрослым. Тут уж человек понимает, что жить без веры и духовных основ невозможно. Без цели, которая гораздо выше, чем обычные мирские дела.
— Владыка, а Вы сам как относились к вере, когда были молоды?
— Я тоже был студентом, и мне тоже хотелось чего-то нового и яркого в жизни. Когда же на меня легла некая ответственность — сдавать экзамены, я подумал, что лучше всё-таки быть с Богом, чем без Бога. Я крестился, будучи студентом первого курса Политехнического института (сейчас АлтГТУ). До этого момента я не думал о вере особо много, не знал даже основ, хотя и понимал, что Бог все-таки есть и всё это неспроста — храмы, церкви, верующие люди… Меня буквально освятила Божия благодать, я стал читать различные православные книги, видеться с верующими людьми, которые до этого представлялись мне страшными, черными, угрюмыми. А оказалось, что это и есть элита общества, интересные, с перспективными взглядами на жизнь, с готовыми ответами на все вопросы. Общаясь с такими людьми, понимаешь, что верующие люди самые лучшие! Я тоже захотел принадлежать чему-то такому, чему-то большему и другого жизненного пути для себя уже и не мыслил. Вот так Господь увидел моё горячее желание, и я пошел по духовному пути, став сначала просто прихожанином, потом священником, а теперь и архиереем.
— Сейчас многих молодых людей, особенно живущих в Барнауле, волнует передача Барнаульского планетария Алтайской митрополии, то есть возвращение Крестовоздвиженской церкви храма во владение православной общины? А что Вы думаете по поводу?
— Я в этом прямо не участвовал, но знаю всю ситуацию по отзывам людей. Эта проблема длится очень давно. Я знаю, что в Барнауле, на территории старинного кладбища находится кладбищенский Крестовоздвиженский храм, который в советское время был у церкви отобран и – чего только там не было – Дом культуры, планетарий. Сейчас же справедливость начинает понемногу восстанавливаться. Планетарий, конечно, очень важен, так как его образовательные проекты помогают в изучении астрономии, но не в здании же церкви! В нашей стране даже существует Федеральный закон о возвращении всего, что было отнято у церкви в советское время, ведь это было построено на народные деньги, пожертвования и, Слава Богу, что храм снова будет храмом, и там будет восхваляться имя Господне.
— Благодарю Вас, владыка, за интервью.
После окончания богослужения духовенство и прихожане разделили совместную трапезу, после чего владыка Роман и священство осмотрели строящийся храм и дом священника. Вместе с епископом в Усть-Чарышской Пристани в этот день побывали секретарь Рубцовской епархии митрофорный протоиерей Михаил Кизюн и диакон Филипп Редкокаша.